Влияние COVID-19 на импорт и экспорт из Китая

Пандемия коронавируса, которую мы наблюдаем последние месяцы во всем мире, не могла не отразиться на внешнеэкономических отношениях. В первую очередь влияние оказывает частичное или полное закрытие границ между государствами, что влечёт сокращение грузопотоков, срыв сделок, невыполнение обязательств и договоренностей. И, конечно, человеческий фактор, как далеко бы мы не ушли в автоматизации всего и вся, но без участия живого ума обойтись невозможно по-прежнему, пандемия стала причиной неработоспособности огромной части населения.

Общая картина

Китай, где вирус взял своё начало, первым смог переломить ситуацию, постепенно возвращаются к нормальной работе заводы и фабрики, открываются внутренние границы, налаживается транспортное сообщение. Это дает надежду всей мировой экономике. Однако проблема в том, что Китай справился и снова открыт, а все остальные страны, в том числе и Россия, пока только закрываются, из-за этого новые преграды ждут и Поднебесную.

Эпидемия COVID-19 отрицательно сказывается на функционировании малого и среднего бизнеса в РФ. По словам Александра Калинина президента российского общественного объединения предпринимателей «Опоры России», из-за карантина отечественные бизнесмены не имеют возможности выезжать на заводы и фабрики Китая, вести переговоры и заключать контракты. Если распространение вируса продлится и дальше, то он будет ставить перед властями вопрос о помощи отечественным компаниям, чтобы они могли компенсировать убытки этого форс-мажора.

ВЭД c Китаем во время разгара пандемии в России

Специалисты отдела по работе с клиентами ТАЙСУ-ТБ провели аналитическую работу, целью которой было выяснить, с какими трудностями столкнулись участники ВЭД в последние месяцы. Для примера было взято несколько направлений бизнеса.

Химическое сырье

Крупные игроки на рынке химического сырья отмечают незначительное снижение импортных закупок, порядка 5-7% от обычного месячного объёма. Производства Китая во время отдавали заказы на продукцию. Падение спроса в России так же не отмечалось, по видимому в нашей стране заводы работают в прежнем режиме, возможно, дело в том, что расположены они за пределами Москвы — эпицентра пандемии в России.

Что же касается небольших импортеров китайского химического сырья, наблюдается значительное падение спроса на рынках реализации — и это объяснимо, крупный бизнес закупает сырье у не менее крупных поставщиков, малый и средний бизнес находится в наиболее уязвимом положении из-за снижения покупательской способности частных лиц и индивидуальных предпринимателей.

Оборудование

В сегменте оборудования похожая ситуация, крупные игроки терпят наименьшей ущерб, малый и средний бизнес начиная с середины апреля приостанавливает закупки импортных товаров из Китая, уже имеющаяся продукция лежит на складах без обозримой перспективы быть проданной. Опрошенные специалисты по ВЭД связывают это с приостановкой активной деятельности отделов продаж.

Электроника

В сегменте электроники, автокомпонентов и запчастей ситуация более удручающая, в провинции Хубэй и в Ухани, где пандемия была на критическом уровне, много электротехнических и автопроизводств, и они пока продолжают стоять, уже сейчас ряд Клиентом ТАЙСУ-ТБ сообщили об отсрочке производства в рамках своих заказов на неопределённый срок, ко всему прочему добавляется и падение спроса на данную продукцию, ведь основные потребители это граждане, у которых и снизился доход.

Одежда и обувь

Компании, торгующие импортной одеждой и обувью, так же терпят убытки, заказы на новую коллекцию набираются в заметно меньшем объёме. Магазины этого сегмента закрыты, а далеко не все потребители готовы делать покупки онлайн. Плюс все то же снижение доходов населения.

Строительные материалы

Торговые сети, занимающиеся продажей строительных материалов и садовой техники, закрыты в рамках режима самоизоляции, поэтому мы видим такое же падение спроса. Некоторые предприниматели реализовывали товары в ближнее зарубежье, естественно, коммуникации сейчас разлажены, появилось ещё больше транспортных барьеров.

Логистика

Проанализировав информацию, предоставленную логистами ТАЙСУ-ТБ, можно сделать предварительные выводы касательно ситуации с транспортом из Китая.

Морские грузоперевозки

В феврале мы наблюдали рост цен на фрахты из основных китайских портов до портов Балтики, однако, уже в марте тарифы снизились на 200$, а во второй половине апреля обновлённые тарифы были меньше ещё на 100-120$. Снижение происходит из-за падения спроса, которое вытекает из фактор, перечисленных выше в статье.

Грузовые поезда

Тарифы из портов Китая до портов Владивостока и Находки по данным моих коллег оставались без изменений, рынок стабилен с января, грузовое железнодорожное сообщение от Владивостока до Москвы так же не отражает в тарифах влияние пандемии.

Что касается расписания, то тут есть изменения, рейсов стало меньше. Суда не могут ходить пустыми — это убыток. Поэтому часть рейсов отменяется, объединяются, контейнеры переносятся на другие рейсы.

Прямые поезда возобновили движение в марте, в настоящее время, очередей нет, но периодически есть переносы расписания. Тарифы без каких-либо изменений.

При этом наши агенты и партнеры работают в полном объеме, если так же работают отправители Клиентов, то проблем быть не должно.

Авиаперевозки

Касательно авиа ситуация сложнее. Пассажирские рейсы, на которых в основном, осуществлялись перевозки небольших грузов, отменены. Есть только грузовые, они зачительно дороже. Более того, воздушные границы по некоторым направлениям все еще закрыты, число авиакомпаний, которые осуществляют перевозки, сузилось. Что привело к увеличению тарифов по законам рынка.

Так же необходимо отметить, что китайские власти в настоящее время устанавливают отдельные тарифы на некоторые категории товаров, например медицинские (маски, средства защиты и пр) и не в меньшую сторону. Тарифы космические, более того, есть определенные требования к документам на перевозку подобных грузов.

В целом волатильность ставок очень высокая. Если раньше тарифы фиксировались на неделю, теперь это максимум сутки, и даже при этом условии внутри дня ставки могут меняться.

Но есть и хорошие новости, компания Аэрофлот совместно с нашим партнером запустила чартерные грузовые рейсы из Пекина и Шанхая в Москву (Москва- Карго). Тут стоимость немаленькая, но ниже, чем то, что предлагают другие авиакомпании.

Экспорт в Китай

Теперь стоит затронуть ситуацию с экспортом в Китай. По данным управления ФТС Дальнего Востока, через пункты пропуска которого проходит основная доля импортно-экспортного грузопотока, только с 1 января по 10 февраля нынешнего года объем экспорта сократился на 27,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го.

Спад зафиксирован в поставках руды и золы, жиров и воска, мукомольной продукции и злаковых культур, а также древесины. Рост отмечается лишь в экспорте топливных материалов и продуктов неорганической химии. В марте же спад экспорта стал значительно меньше, но прогнозы пока строить рано.

Выводы

Сейчас сказать однозначно, как именно covid-19 повлияет на импортно-экспортные грузопотоки между Россией и Китаем в 2020 году, нельзя. Но товарооборот наших стран остаётся на высоком уровне.

Снижение объемов поставок из КНР будет незначительным, так как их товары пользуются стабильным спросом на российском рынке, в то же время и Китай не обойдётся без закупок стратегически важных позиций, поставляемых Россией.

Понравилась статья?

Подпишитесь, и ежемесячно мы будем присылать Вам только полезные и важные материалы и новости в сфере ВЭД.

Оставьте комментарий

Пролистать наверх