Зачастую у таможенных органов возникают вопросы, связанные с перемещением товара через границу. Это, в свою очередь, порождает различного рода претензии к участникам ВЭД. Сейчас, разрешить возникшие споры возможно в досудебном порядке.
Этот материал о том, как правильно составить и подать жалобу в таможенные органы, а также о плюсах и минусах подобной процедуры.
Как работает досудебное урегулирование
Обжалование решения таможенных органов в административном порядке стало нормой и альтернативой обращению в вышестоящие инстанции. Согласно Таможенному кодексу 1993 года досудебное обжалование решений таможни было обязательной стадией, перед непосредственном обращением в суд, но потом от такого порядка решили отказаться. Сейчас существует два разных способа обжаловать решение таможенных органов: судебный и досудебный.
Причины споров
У таможенных могут возникнуть ряд вопросов к декларанту при перемещении товара через границу. В зависимости от предмета спора их можно разделить на следующие виды:
- административные. Связаны с наложением штрафов, либо конфискацией товарной партии.
- коммерческие. Возникают из-за неверного расчета таможенной стоимости товара.
- налоговые. К ним относятся некорректные суммы взымаемых налогов.
В свою очередь причинами таможенных споров чаще всего становятся следующие случаи:
- таможенная стоимость была признаны некорректной;
- ошибочный код ТН ВЭД;
- отказ от применения льгот;
- отказ в применений тарифных преференций.
Чем обосновано досудебное урегулирование
- досудебный порядок решения таможенных споров не нарушает положения Конституции Российской Федерации;
- в налоговой сфере предусмотрен аналогичный механизм решения вопросов;
- обязательное досудебное обжалования также регламентировано в международном праве.
Преимущества досудебного урегулирования таможенных споров
Процедура досудебного урегулирования имеет ряд плюсов и минусов. Среди преимуществ стоит выделить следующее:
- простота процесса;
- подача жалобы не подразумевает уплату государственных пошлин;
- скорость рассмотрения жалобы;
- возможность впоследствии обратиться в суд с аналогичной жалобой;
- компетентность в таможенном деле лиц, рассматривающих жалобу.
Требования к составлению жалобы
Требования к оформлению жалобы в таможенные органы изложены в Федеральном законе №311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Перечень обязательных требований при подаче жалобы следующий:
- должна быть указана причина обращения;
- должны быть предоставлены доказательства, которые подтверждают вашу правоту;
- жалобы должна иметь нормативное обоснование;
- жалоба должна быть оформлена в письменной форме;
- необходимо собственноручная подпись заявителя;
- вместе с жалобой должны быть поданы соответствующие документы, подтверждающие полномочия заявителя.
У лиц, принимающих окончательное решение не должно возникать сомнений или вопросов в отношении правомерности ваших действий. В противном случае рассмотрение жалобы может затянуться, либо вовсе отвергнуто.
Правильно заполнить и подать жалобу поможет квалифицированный таможенный представитель.
Как повысить шансы на победу в таможенном споре
По статистике более половины таможенных споров разрешаются в досудебном порядке в пользу бизнеса. Для того, чтобы удачно оспорить претензии таможенных органов необходимо придерживаться нескольких простых советов:
- оперативно составить и подать жалобу;
- соблюдать установленные сроки обжалования;
- собрать необходимые доказательства нарушений со стороны таможни;
- обратиться к профессиональному юристу, либо таможенному представителю.
Если претензию не удалось удовлетворить в досудебном порядке, то не стоит соглашаться с решением таможни. Его следует обжаловать в вышестоящих органах и добиваться соблюдения собственных прав. Однако, стоит брать во внимание, чтобы затраты на обращение в суд не превышали издержки от простоя товара или перерасчета таможенной стоимости и пошлин. Поэтому важно урегулировать возникшие вопросы, как можно скорее. Зачастую декларант не в курсе самых последних изменений в таможенном законодательстве, либо по неопытности может допустить ошибки в составлении документов или расчетах.
В свою очередь декларирование у таможенного брокера также имеет несколько существенных преимуществ с точки зрения досудебного урегулирования споров:
- штат специалистов по таможенному оформлению всегда в курсе актуальных изменений в сфере ВЭД;
- непосредственное присутствие на таможне и оперативная реакция на возможные вопросы;
- положительная репутация у таможенных органов позволяет им быть уверенными в том, что вероятность ошибки при декларировании минимальна;
- знание всех тонкостей и нюансов таможенного оформления;
- работа на опережение. Таможенный брокер в курсе того, какие вопросы могут возникнуть у сотрудников таможни и заранее готовит все необходимые документы для подтверждения своей правоты.
Итог
Оказывая услуги по таможенному оформлению, наша компания старается предупредить все возможные споры и вопросы со стороны таможни. Однако, даже если возникает какая-либо претензия мы помогаем нашим клиентам разрешить вопрос в досудебном порядке, чтобы минимизировать издержки и простои.