Как выбрать условия поставки: разъяснение Инкотермс

Почти в каждом международном контракте можно найти условное обозначение из трех букв: EXW, CPT, DPU. Это условия международной поставки Инкотермс.

Понятия и подсказки

Что такое Инкотермс

International commerce terms (Incoterms) – это одиннадцать общепринятых терминов, сокращенных по первым трем буквам, которые регулируют международную поставку товаров. Применение этих правил:

  • закрепляет права и обязанности продавца и покупателя во внешней торговле;
  • разграничивает ответственности между ними;
  • разграничивает риски, связанные с поставкой груза.

Инкотермс был опубликован в 1936 году Международной торговой палатой (ICC), и с тех пор подвергся нескольким правкам. С 1980 года, изменения стали вноситься регулярно, каждые десять лет.

Сейчас, актуальной версией документа считается Инкотермс 2020. Однако, новая версия не аннулирует предыдущие. Можно использовать любую, но необходимо указывать на какую именно вы ссылаетесь.

Например, если вы хотите использовать базис поставки DAT, который был заменен в Инкотермс 2020 на DPU, нужно указать следующее DAT London, Great Britain (Incoterms 2010).

Иностранный контракт

Зачем нужен Инкотермс

В условиях нарастающей глобализации и все более развивающейся международной торговли, было необходимо упорядочить условия торговых сделок. Вместо того, чтобы каждый раз оговаривать, на кого ложатся: оплата за погрузку, доставку, таможенное оформление, а также определять границы ответственности продавца и покупателя, был создан Инкотермс, как попытка привести все возможные варианты условия сделки к общему знаменателю.

Термины Инкотермс зашифрованы тремя латинскими буквами. Каждый из них определяет следующие условия сделки:

  • момент передачи груза от продавца к покупателю;
  • момент перехода рисков, связанных с поставкой товара, от продавца к покупателю;
  • что входит в цену товара и такие издержки, как стоимость декларации, погрузки, доставки, страховки и таможенного оформления.

Однако, когда переходит право собственности с продавца на покупателя, условия оплаты, штрафы и последствия при форс-мажоре придется прописать в договор отдельно. Эти условия не включены в термины Инкотермс и никак ими не регулируется.

Категории Инкотермс

Инкотермс

Выделяют четыре основные категории, на которые в дальнейшем распределяются правила Инкотермс:

  • Е (EXW) – обязательства переходят от продавца к покупателю в момент и в месте отправки;
  • F (FCA, FAS, FOB) – обязательства переходят от продавца к покупателю на терминале отправки, но только в случае, если основная часть груза не оплачена;
  • С (CPT, CIP, CFR, CIF) – обязательства переходят от продавца к покупателю, когда груз поступает на место прибытия. При этом товар был оплачен полностью;
  • D (DAP, DPU, DDP) – обязательства переходят от продавца к покупателю, непосредственно в момент приемки товара покупателем.

EXW — Ex Works / Франко завод

Согласно правилу EXW Франко-завод, поставщик считается исполнившим свои обязанности в тот момент, когда покупатель, либо перевозчик принимает товар на складе или на месте производства. После этого, все риски и ответственность за груз переходит на него.

Обязанности продавца: упаковка, маркировка и предоставление доступа к товару для покупателя.

Обязанности покупателя: погрузка, транспортировка, таможенное оформление импорта и экспорта.

EXW

Преимущества и недостатки условий поставки

На деле применение правил EXW трудноосуществимо на практике по причине нескольких недостатков:

  • весь объем работы, ответственности и рисков лежит на покупателе;
  • EXW подразумевает погрузку товара с места выдачи силами покупателя с использованием его техники. Однако в редких случаях, поставщик разрешает использование посторонних машин и оборудования на собственной территории;
  • выполнение экспортного таможенного оформления продавцом невозможно в ряде случаев. Большинство стран требуют, чтобы затаможку проводило официально зарегистрированное юридическое лицо;
  • сложная организация оплаты по банковском аккредитиву.

Использование базиса Ex Works может быть выгодно для покупателей, которые объединяют несколько товарных партий от разных производителей в одну и только после этого передают ее на экспорт.

FCA — Free Carrier / Франко перевозчик

Free Carrier определяет границы ответственности продавца и покупателя в момент погрузки поставки на транспорт покупателя.

Обязанности продавца: отгрузка товара с места производства, таможенное оформление экспорта, погрузка товара на транспортное средство покупателя.

Обязанности покупателя: доставка в порт и морской фрахт, доставка до места таможенного оформления импорта, выгрузка и растаможка.

FCA

Преимущества и недостатки условий поставки

Несмотря на то, что базис FCA возлагает больше обязанностей на продавца, чем EXW, по-прежнему, существует неравномерное распределение ответственности между сторонами:

  • могут возникнуть определенные сложности при проведении таможенного оформления экспорта, так как покупателю необходимо предоставить все данные о транспорте, которым будет осуществляться перевозка;
  • сложности, связанные с возвратом НДС;
  • высокие риски возникновения форс-мажоров для покупателя во время транспортировки.

Преимущества базиса поставки FCA:

  • возможность объединить несколько партий товаров от разных продавцов и импортировать все разом;
  • контроль перевозки покупателем;
  • минимизировать затраты на логистику, выбирая перевозчика самостоятельно.

FAS — Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна

Обязанности продавца: продавец берет на себя обязанности по отгрузке товара со склада, таможенное оформление на экспорт и размещение готовой партии рядом с кораблем, указанным покупателем.

Обязанности покупателя: погрузка товара на судно, морской фрахт, выгрузка с судна и доставка до места растаможки, страховка, таможенное оформление импорта, выгрузка с транспорта.

FAS

Преимущества и недостатки условий поставки

Главный недостаток базиса поставки FAS для продавца — груз не может быть доставлен в порт, если там еще нет корабля. Поэтому задержка судна из-за форс мажорных обстоятельств может нарушить планы поставщика.

Покупатель может полностью контролировать погрузку на судно и фрахт, а не рассчитывать в этом вопросе на продавца. К тому же в последней редакции документа поставщик обязуется передавать покупателю коносамент с отметкой «на борту», который необходим для оплаты по аккредитиву.

FOB — Free on Board / Свободно на борту

Обязанности продавца: отгрузка товара, таможенное оформление экспорта, погрузка и доставка товара до порта, погрузка на корабль.

Обязанности покупателя: морской фрахт, выгрузка с судна и доставка до таможни, таможенное оформление импорта.

FOB

Преимущества и недостатки условий поставки

Основным преимуществом правил поставки FOB для покупателя является обязательное условие погрузки товара на судно продавцом. Принимающей стороне не приходится организовывать сам процесс погрузки товара, а лишь оплатить фрахт.

Однако, базис невозможно применять при контейнерных перевозках, переход ответственности от продавца к покупателю проходит в тот момент, когда товар окажется именно на корабле, а не на контейнерном терминале. Поэтому возникают определенные сложности. Для контейнерных грузоперевозок рекомендуется использовать базис поставки FAS.

CPT — Carriage Paid to / Перевозка оплачена до

Правила CPT подразумевают переход рисков после затаможки товара и погрузки его на транспорт, но обязанности по дальнейшей транспортировке и доставки до места нахождения покупателя сохраняются за продавцом.

Обязанности продавца: расходы за доставку, таможенное оформление экспорта, фрахт до места назначения.

Обязанности покупателя: затраты и риски на транспортировку, без организации самого фрахта, страховка, таможенное оформление импорта.

CPT

Преимущества и недостатки условий поставки

Основной минус при использовании CPT — это переход рисков и расходов от одной стороны к другой переходит в разных местах. Не каждый покупатель соглашается нести ответственность за товар, когда тот находится в руках чужого перевозчика. Большинство импортеров предпочитают брать на себя все соответствующие риски за груз, когда тот, уже экспортирован.

Подобные условия подходят для расчетов по банковскому аккредитиву, потому что поставщик может легко получить все необходимые для этого документы у своего же перевозчика.

CIP — Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до

Данное условие подразумевает, что продавец берет на себя обязанности по страховке и доставке груза до заранее обозначенного места.

Обязанности продавца: оплата расходов за доставку до покупателя, фрахт, экспортное таможенное оформление, оплата страховки, расходы, связанные с товаром до момента его поставки, ответственность за риски до передачи перевозчику.

Обязанности покупателя: принятие на себя рисков с момента приема груза перевозчиком, разгрузка на месте, таможенное оформление импорта.

CIP

Преимущества и недостатки условий поставки

Базис поставки CIP по своим условиям похож на CPT. Их главное отличие в том, что в первом случае все затраты на страховку груза берет на себя продавец. В остальном все плюсы и минусы данных правил Инкотермс схожи.

Переход рисков и расходов от одной стороны к другой происходит в разных местах, что является не очень привлекательным условием для покупателя. Товар в момент передачи рисков, все еще находится в руках чужого перевозчика.

В базисе CIP нет определения того, где именно должна происходить отгрузка товара.

Условия поставки CIP могут быть выгодны для продавца, если он имеет регулярные поставки и может координировать действия собственных перевозчиков.

CFR — Cost and Freight / Стоимость и фрахт

Обязанности продавца: отгрузка товара, таможенное оформление на экспорт, погрузка на транспорт, доставка в порт, погрузка товара на судно, морской фрахт.

Обязанности покупателя: выгрузка с судна, страховка товара, ответственность за груз во время транспортировки, таможенное оформление импорта, доставка и разгрузка в конечном пункте назначения.

CFR

Преимущества и недостатки условий поставки

Главным недостатком правил поставки CFR является то, что они не подходят для контейнерных перевозок, поскольку товар передается покупателю уже в порту назначения, а не на контейнерном терминале.

Также, банки готовы использовать базис поставки CFR для оплаты по банковскому аккредитиву.

Однако ответственность между продавцом и покупателем распределена достаточно сбалансировано.

CIF — Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт

Условия CIF аналогичны CFR, но в данном правиле продавец также заключает договор страхования, покрывающий возможные риски.

Обязанности продавца: отгрузка товара со склада, таможенное оформление экспорта, погрузка на транспорт доставки до порта и доставка, погрузка на судно, страховка товара, морской фрахт.

Обязанности покупателя: прием товара в порту и выгрузка с судна, доставка и разгрузка в месте таможенного оформления, таможенное оформление импорта.

CIF

Преимущества и недостатки условий поставки

Основными преимуществами для поставщика при использовании правил поставки CIF можно считать:

  • контроль товаров и расходов во время фрахта;
  • в коносаменте, в качестве грузоотправителя будет указан продавец.

Главным преимуществом использования CIF для покупателя является то, что затраты на страховку берет на себя продавец.

Недостатки у базиса поставки CIF те же, что и у предыдущих двух правил:

  • неподходящие условия для контейнерных перевозок;
  • невозможно использовать правило для перевозки груза по суше.

DAP — Delivered at Place / Поставка в месте назначения

Обязанности продавца: производство и выпуск товара, предоставление всех необходимых документов на груз, погрузка и транспортировка товара до границы, затаможка товара, доставка и все связанные с ней формальности до пункта таможенного оформления.

Обязанности покупателя: оплата товара согласно договору, растаможка товара, оплата страхования груза и ответственность за риски.

DAP

Преимущества и недостатки условий поставки

Условия поставки DAP имеет перевес ответственности за проведение процедур на сторону продавца. В правиле DAP не указано прямо, что подразумевается под «местом доставки». Обычно это помещение покупателя, но это стоит уточнять.

Условия DAP хорошо работают при перевозке автомобильным транспортом. С мультимодальными перевозками имеются определенные риски и неудобства. Например, при морских контейнерных перевозках пустой контейнер после разгрузки должен быть возвращен обратно продавцу за счет покупателя.

Базис DAP несовместим с оплатой по банковскому аккредитиву. Формально доставка товара происходит в самом конце транспортной цепочки, поэтому представление соответствующих документов в банк невозможно.

Существует также ряд прочих, частных проблем. Например, связанные с формальностями, которые могут возникнуть во время транзита, через другие страны.

DPU — Delivered at Place Unloaded / Доставка до места выгрузки

Обязанности продавца: отгрузка товара, затаможка, логистика и морской фрахт, страховка товара, доставка и разгрузка на месте.

Обязанности покупателя: в обязанности покупателя входит лишь таможенное оформление партии на конечном этапе. В основном все риски несет продавец. Принимающая сторона страдает только в случае задержки по времени растаможки.

DPU

Преимущества и недостатки условий поставки

Основной сложностью работы с условиями поставки DPU является то, что это единственный базис, который требует от продавца выгрузку товара в месте доставки. Поставщику стоит заранее продумать процесс выгрузки и убедиться, что получится организовать этот процесс. Если с ним могут возникнуть сложности, то следует придерживаться базиса DAP. Их условия отличаются только в этом конкретном факте, во остальном они схожи.

Базис поставки DPU целесообразно применять, при доставке небольших курьерских посылок. Когда передача товара происходит сразу в руки покупателя.

DDP — Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин

Обязанности продавца: выпуск товара и оформление технической документации, погрузка товара, таможенное оформление импорта и экспорта, логистика на всем пути следования.

Обязанности покупателя: разгрузка на месте.

DDP

Преимущества и недостатки условий поставки

Плюсы и минусы условий поставки по правилам DDP зеркальны EXW. Если для базиса Франко-завод был актуален перевес обязанностей в сторону покупателя, то в данном случае ситуация диаметрально противоположная.

Соответственно минусы использования схемы DDP имеют аналогичный характер:

  • все издержки и ответственность лежит на продавце;
  • при использовании базиса DDP необходимо быть зарегистрированным в государстве покупателя, как официальное юридическое лицо;
  • продавец не сможет возместить пошлины и налоги, включая НДС, который ему придется оплатить;
  • при растаможке товара ведомство перекладывает все недочёты на покупателя, даже, если тот не был вовлечен в процесс таможенного оформления.

Большим преимуществом при поставки по правилам DDP то, что покупатель получает на руки уже готовый для реализации на внутреннем рынке товар.

Базисы прошлых версий Инкотермс

DAT — Delivered at Terminal / Поставка в терминал Инкотермс 2010. Сейчас вместо этого базиса используется DPU. Причиной для изменения стало расширение возможных типов мест выгрузки, ранее все ограничивалось доставкой до терминала.

DAF — Delivered at Frontier / поставка до границы Инкотермс 2000. Согласно этому базису передача товара происходит на таможенной границе. DAF часто используется в автомобильных и железнодорожных перевозках.

Страховка

Инкотермс закрепляет обязанности по страховке только в двух базисах поставки CIP и CIF за продавцом. Во всех остальных правилах ответственность за страховку груза определяется соглашением сторон.

В страховом документе должно быть указано:

  • стоимость и количество товара;
  • номер рейса или накладной;
  • сумма страховки;
  • страхователь.
CMR

Не существует какого-либо универсального способа застраховать груз. При выборе страховки, следует руководствоваться наиболее вероятными рисками, которые могут возникнуть по пути следования товара до места назначения.

Какой базис выбрать поставщикам

Зачастую экспортеры и производители товаров не имеют специалистов по ВЭД и самостоятельно не занимаются организацией поставок за границу. Им выгодней, как можно скорее передать товар покупателю и не брать на себя лишние риски и обязанности. Однако, такой расклад может не устроить потенциальных покупателей, поэтому приходиться выбирать более сбалансированные условия поставки.

Если вы совсем не хотите заниматься таможенным оформлением и логистикой, то следует выбрать правила поставки EXW. Единственное, что от вас потребуется в таком случае – это предоставить свободный доступ к товару со своего склада.

Наиболее оптимальными базисами можно считать FOB – в случаях доставки груза по морю, и FCA – для всех остальных. В этих случаях вы должны будете провести таможенное оформление экспорта и отгрузить товар перевозчику покупателя. При этом обязанности по страховке товара и все, что с ним будет происходить в пути и стране отправления – не ваша забота.

Либо, если вы хотите облегчить работу покупателю, то можно воспользоваться правилами CPT, и доставить груз в согласованное место. При этом ответственность за него все равно будет лежать на вашем партнере, с момента погрузки на транспорт.

Какой базис выбрать покупателю

Стоимость контракта во многом зависит от правил поставки Инкотермс. Например, если используется базис EXW, то в контракт будет заложена только цена за товар. А если DDP, то придется заплатить за все сопутствующие расходы.

В первом случае стоимость контракта можно регулировать, выбрав более дешевый способ доставки или таможенного оформления. Во втором, за вас все решит экспортер и работать придется на удобных ему условиях.

Например, вы решили заказать партию пластиковой посуды из Китая стоимостью 5000 долларов. При актуальном курсе ЦБ РФ 1 доллар – 75 рублей, стоимость партии будет 375 000 рублей. При использовании базиса EXW, вы забираете товар по этой цене. Но если контракт оформлен согласно правилам DAP, то продавец доставит товар на таможню и стоимость партии в этом случае будет равна 415 000 рублей, 40 000 из которых – это дополнительные издержки, на которые вы никак не можете повлиять.

Начинающим импортерам

Импортерам, которые только начали погружаться в международную торговлю рекомендуется придерживаться базисов группы D: DAP и DPU. Согласно этим правилам Инкотермс продавец берет на себя большую часть обязанностей. Вам остается только грамотно провести процедуру таможенного оформления. Конечно у вас будет меньше возможностей для того, чтобы сэкономить на логистике, но на начальном этапе лучше переплатить, чем по неопытности потерять весь груз.

Следование этим базисам не избавит вас от всех проблем, но минимизирует их.

Опытным импортерам

Если ввоз товара из-за границы для вас дело привычное, то стоит присмотреться к следующим базисам: EXW, FCA, FAS, FOB. Использовать данные правила поставки можно тем, кто имеет опыт в международной логистике и знает, как можно сэкономить на доставке товара.

Необходимо понимать, что использование правил группы Е, F и С требует подготовки и сбора дополнительных договоров и документов, а также большую ответственность за партию на покупателе.

Иные случаи

Наиболее сбалансированными базисами поставки являются CIF и CIP. В этих случаях риски распределяются равномерно между продавцом и покупателем.

Если для оформления сделки вы берете кредит в банке, стоит придерживаться правил группы D. Финансовые организации предпочитают, когда в контракте уже указаны и включены все соответствующие расходы.

Самое важное об Инкотермс

  • правила поставки Инкотермс универсальны и помогают понимать ее условия по всему миру;
  • Инкотермс распределяет ответственность продавца и покупателя, момент перехода рисков и передачи груза;
  • правила поставки Инкотермс корректируются раз в десять лет, но пользоваться можно и базисами прошлых версий;
  • всего в Инкотермс 11 базисов, которые распределены по мере передачи ответственности от продавца к покупателю – от E до D;
  • начинающим импортерам следует выбирать среди правил групп C или D;
  • правила CIP и CIF обязывают страховать груз продавца, в остальных случаях вопрос решается индивидуально. Не стоит пренебрегать страховкой.
Пролистать наверх