С 1 января 2020 года в силу вступила новая версия правил международной торговли Инкотермс. Мы расскажем об основных изменениях в актуальной версии документа, а также подробно разберем зачем он нужен и как работает.
Определение понятия
International commerce terms (Incoterms) – это одиннадцать общепринятых терминов, сокращенных по первым трем буквам, которые регулируют международную поставку товаров. Применение этих правил:
- закрепляет права и обязанности продавца и покупателя во внешней торговле;
- разграничивает ответственности между ними;
- разграничивает также риски, связанные с поставкой груза.
Инкотермс был опубликован в 1936 году Международной торговой палатой (ICC), и с тех пор подвергся нескольким правкам. С 1980 года, изменения стали вноситься регулярно, каждые десять лет.
Зачем нужен Инкотермс
В условиях нарастающей глобализации и все более развивающейся международной торговли, было необходимо упорядочить условия торговых сделок. Вместо того, чтобы каждый раз оговаривать, на кого ложатся: оплата за погрузку, доставку, таможенное оформление, а также границу ответственности продавца и покупателя, был создан Инкотермс, как попытка привести все возможные варианты условия сделки к общему знаменателю.
Термины Инкотермс зашифрованы тремя латинскими буквами. Каждый из них определяет следующие условия сделки:
- момент передачи груза от продавца к покупателю;
- момент перехода рисков, связанных с поставкой товара, от продавца к покупателю;
- что именно входит в цену товара и входят ли в них такие издержки, как стоимость декларации, погрузки, доставки, страховки и таможенного оформления.
Однако, когда переходит право собственности с продавца на покупателя, условия оплаты, штрафы и последствия при форс-мажоре придется прописать в договор отдельно. Эти условия не включены в термины Инкотермс и никак ими не регулируется.
Категории
Выделяют четыре основные категории, на которые в дальнейшем распределяются правила Инкотермс:
Е (EXW) – обязательства переходят от продавца к покупателю в момент и в месте отправки;
F (FCA, FAS, FOB) – обязательства переходят от продавца к покупателю на терминале отправки, но только в случае, если основная часть груза не оплачена;
С (CPT, CIP, CFR, CIF) – обязательства переходят от продавца к покупателю, когда груз поступает на место прибытия. При этом товар был оплачен полностью;
D (DAP, DPU, DDP) – обязательства переходят от продавца к покупателю, непосредственно в момент приемки товара покупателем.
Основные условия поставок Incoterms 2020
Правила, применяемые для любого вида транспорта
EXW Ex Works / Франко завод – это правило подразумевает вывоз покупателем товара у продавца на его территории (склад, предприятие и т.д.). При этом погрузку, доставку, затаможку и растаможку покупатель выполняет самостоятельно.
FCA Free Carrier / Франко перевозчик – продавец обязан осуществить погрузку на собственной или заранее выбранной территории в транспорт, который предоставляет покупатель. Ответственность переходит на него сразу после погрузки.
CPT Carriage Paid to / Перевозка оплачена до – затаможка, погрузка и перевозка осуществляется продавцом. Ответственность за груз переходит на покупателя в момент отправки товара, хотя оплату доставки берет на себя продавец, но не страховки.
CIP Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до – продавец берет на себя обязательства по затаможке, погрузке, перевозке и разгрузке, а также страховку груза и соответствующие расходы. После завершения этих процедур товар переходит в зону ответственности покупателя, где тот занимается его растаможкой.
DPU Delivered at Place Unloaded / Доставка до места выгрузки – ранее DAT, продавец также производит затаможку, погрузку, перевозку и разгрузку, однако в его обязанности не входит страхование товара.
DAP Delivered at Place / Поставка в месте назначения – продавец осуществляет затаможку, погрузку, перевозку и разгрузку. Дальнейшие действия такие как растаможка, а также, страхование товара обязан производить продавец.
DDP Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин – продавец проводит затаможку груза, погрузку, доставку, разгрузку и растаможку. Товар поступает в распоряжение к покупателю уже очищенный от всех соответствующих таможенных пошлин. Но страхованием поставки занимается именно принимающая сторона.
Правила для морского и внутреннего водного транспорта
FAS Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна – в обязанности продавца входит доставка товара на указанный покупателем причал и его размещении около судна. После выполненных условий, ответственность за товар переходит на покупателя.
FOB Free on Board / Свободно на борту – отличие от предыдущего случая состоит в том, что продавец должен разместить груз непосредственно на борту корабля, после этого за него отвечает покупатель.
CFR Cost and Freight / Стоимость и фрахт – условия, которые были верны для предыдущего правила, верны и для этого. Но в данном случае продавец оплачивает все расходы и фрахт за доставку товара до порта назначений. Страховку груза берет на себя покупатель.
CIF Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт – условия аналогичны CFR, но в данном правиле продавец также заключает договор страхования, покрывающий возможные риски.
Какие изменения появились в новой редакции
Главной целью изменений Incoterms 2020 было сделать новое издание максимально удобным и понятным. Были внесены правки в саму структуру документа. Были переработаны таблицы, для наглядности условия поставки были проиллюстрированы схемами. Также, были проведены и более сущностные изменения:
- наименование правила DAT изменено на DPU. Главной причиной для этого стала расширение возможных типов мест выгрузки, ранее все ограничивалось доставкой до терминала;
- условие FCA теперь обязывает перевозчика выдавать продавцу коносамент с отметкой «на борту», так как его очень часто требовали банки, а из-за нечетких условий выдача документа осложнялась;
- уровень страховки для условия CIP изменился, появилась возможность снизить ее максимальный уровень;
- CIF предусматривает возможность увеличить минимальный уровень страховки;
- добавлена возможность перевозки груза собственным транспортом, а не только сторонними перевозчиками;
- дополнительно уточнили момента перехода ответственности и рисков от продавца к покупателю;
- в статьи А4/В4 добавлено обязательное условие соблюдать требования безопасности при транспортировке груза к месту назначения. В зависимости от правила, ответственность возложена на продавца, либо покупателя;
- в разделе А9/В9 перечислены все возможны затраты, связанные с процессом продажи, доставки и растаможки груза;
- уточнены все возможные вопросы, связанные с таможенным оформлением товаров.
Все эти нововведения носят не настолько радикальный характер. Были лишь уточнены спорные моменты и добавлено больше ясности в структуру Incoterms 2020. Изначально ожидались следующие изменения:
- удаление условий поставки для правил EXW, FAS;
- новый базис для CNI;
- разделение на дополнительные базисы правил FCA, DDP;
- изменения страховых обязательств CIF, CIP.
Международная торговая палата решила не вносить эти правки, а ограничиться указанными выше условиями.