В целях повышения эффективности таможенного контроля применяется целый комплекс мер, по оптимизации имеющихся у таможни ресурсов. Одна из них — это Система управления рисками.
Что такое СУР
Система управления рисками (СУР) – это работа таможни с целью сокращения возможных фактов нарушения таможенных норм и законодательства ЕАЭС. СУР обеспечивает проведение эффективного таможенного контроля и оптимального распределения ресурсов таможенных органов.
Система управления рисками помогает:
- сократить время таможенного оформления;
- сделать работу таможни более предсказуемой и прозрачной;
- наладить партнерские отношения таможенных органов с участниками ВЭД.
Концепция Системы управления рисками была утверждена приказом Государственного таможенного комитета от 26 сентября 2003 года.
Также СУР регулируется главой 50 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Цели, принципы и задачи СУР
Основные цели и принципы СУР:
- повышает эффективность проверок;
- применение мер в случаях большего риска;
- упрощенный и ускоренный пропуск товаров, для которых нет необходимости проводить дополнительные проверки нарушения законодательства.
Задачи СУР:
- создание единого информационного пространства;
- разработка способов выявления рисков;
- выявление рисков;
- определение причин нарушений;
- оценка ущерба и его минимизация;
- предотвращение нарушений таможенного законодательства;
- оценка эффективности мер СУР;
- анализ информации, собранной в ходе таможенного контроля с применением СУР.
Работа СУР позволяет отказаться от неэффективных процедур таможенного контроля, а также перераспределить ресурсы на более приоритетные направления работы.
Объекты анализа Системы управления рисками
Анализ рисков СУР – это использование таможенными органами имеющейся информации для выявления условий и причин возникновения рисков. Анализ помогает определить возможные риски и предупредить нарушение законодательства РФ. При анализе СУР разделяет риски на выявленные и потенциальные.
Объектами анализа СУР выступают:
- товары под таможенным контролем, а также прошедшие его;
- транспорт, используемый для международных перевозок;
- документы;
- деятельность участников ВЭД;
- деятельность таможенных представителей, перевозчиков и владельцев таможенных и складов временного хранения;
- результаты таможенного контроля;
- таможенные органы.
Принципы управления, как способ определения рисков
Стратегическое управление – это определение областей риска, в которых нарушение закона наиболее возможно, а также принесет наибольший ущерб всей российской экономике. Подобный принцип управления предусматривает внедрение мер предотвращения рисков на уровне всей таможенной службы Российской Федерации.
Оперативное управление – это определение локальных областей риска, нарушения в которых характерны для отдельных лиц, групп товаров и таможенных органов.
Тактическое управление – это определение областей риска, которые характерны для краткосрочной перспективы.
Виды рисков
Таможенные риски подразделяются на несколько групп.
По способу доведения информации до таможни:
- в электронном виде;
- на физическом носителе.
В зависимости от времени существования:
- краткосрочный – менее 1 месяца;
- среднесрочный – от 1 до 3 месяцев;
- постоянный.
По месту действия:
- зональный – на одной таможне;
- региональный;
- общероссийский.
В зависимости от времени обнаружения:
- во время транспортировки товара на таможню;
- во время таможенного оформления;
- после выпуска товаров.
В зависимости от способа выявления:
- автоматические;
- автоматизированные;
- неформализованные.
По факту выявления:
- выявленный риск;
- потенциальный риск.